Стоит ли ввязываться в неудобные отношения?


— Сколько раз можно зарекаться не связываться с нехорошими людьми!!!

Как часто подобная фраза, только короче и нецензурнее, слетала с губ или оставалась невысказанной мыслью.

Что является причиной ненужных (апостериори) отношений?

Излишняя доверчивость и наивность или переоценка собственных возможностей?

«Надо относиться к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.»  Тогда пойдём рассуждать с конца этой фразы. Какого отношения хочется? Заботливого, внимательного, участливого, понимающего, доброжелательного. Значит, такое же отношение надо продемонстрировать миру. И получить с него за это дивиденды.

И Карнеги своего добавил: улыбайтесь, друзья, желайте друг другу хорошего дня.

И вот идет такой доброжелательный, улыбающийся индивид и ждет, что окружающие ответят взаимностью. Бывает. Отвечают. Или не отвечают. А он ждет: ведь ведет себя правильно – по заповедям. Не отвечают – полбеды, а то начинают эксплуатировать хорошее заповеданное отношение. И берут, и берут. А взамен – ничего! Всё отберут и вытолкнут – иди отсюда: у тебя всё равно ничего больше нет.

Ну, поплачет, вытрет слёзы, улыбнется: «А всё -таки хороших людей больше!», и пойдёт дальше желать хорошего дня. До следующей встречи.

Можно ли скорректировать эту траекторию? А отдавать ровно столько, сколько можно отдать без ущерба, и не проявляя инициативы, а дождавшись просьбы.

Значит, теперь по улице идет человек, который ищет глазами просящего и бросается отдавать лишнее своё богатство. А в ответ – всё, то же самое!

«Как же так?! Я и не напрашивался – меня попросили, и отдал безделицу. А чувствую опять себя обманутым и использованным!»

Да, навязываться не стоит, да, последнее не отдавать. Но и не ждать, что долг будет чем-то краситься. Макияж не для долгов!

Наверное, надо относиться к себе так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Внимательно присмотреться к себе, позаботиться о своих потребностях, с пониманием отнестись к ценностям, доброжелательно посмотреть на себя в зеркало, улыбнуться своему отражению. А теперь, можно и к окружающим повернуться с улыбкой. Но не ко всем чохом! Выборочно.

Заяц в лесу живёт своей заячьей жизнью: кормиться, оставляет потомство.

Зайцу хочется быть живым и здоровым, несмотря на волчий аппетит соседа по ареалу. Задача зайца – соблюдать безопасную дистанцию. Конечно, заяц может попасть волку в зубы, но не потому, что стремится к этому, а просто не успел удрать.

В какие отношения вступает человек на протяжении всей своей жизни?

Применив критерий времени и пространства, выделим два блока:

  • Долгосрочные и краткосрочные;
  • Интимные,  деловые и социальные.

Первый блок определяется длительностью по времени, второй – близостью и дальностью по расстоянию. Самую чувствительную травму наносит близкий человек, из интимного круга, а если это ещё и растянуто во времени – болезненно вдвойне. Значит прежде, чем сокращать дистанцию и раскрывать объятия – обнять себя и укрепить границы.

Надо понять, кому открывать душу. Как понять? Опять обратиться к вниманию, взяв эмоции под контроль. Проанализировать прошлый опыт, вспомнить, что общего у тех, чьё отношение ранило когда-то. Замаркировать это общее. Вспомните, как Красная Шапочка долго выясняла, по каким критериям волк и бабушка расходятся – уши, глаза, зубы. Не доводить исследование до конца, остановиться на втором качестве. И держаться от этого подальше, не вдаваясь в обсуждение безусловных достоинств. Искать близких среди себе подобных. Не поддаваться соблазну быть съеденным.

Даже если кто-то сочтёт, что такая аллегория не уместна — деление на травоядных и плотоядных оскорбляет человеческое достоинство, не  акцентируйтесь на диете, определили гастрономические пристрастия – и сделали вывод: подойти или отодвинуться.

Если вывод верный — зайцу грабли больше не страшны.