Анна Кохлер: Параллельное развитие матери и ребенка (выводы)

Герольдсвиль, Швейцария

Швейцарское общество аналитической психологии

 

В своей терапевтической работе я пыталась установить плодотворную связь сказок и рисования. В качестве основы эксперимента с пятью детьми и их матерями, посвященного параллельному развитию матери и ребенка посредством рисования, я выбрала сказку братьев Гримм «Русалка в пруду». Интересный момент этой сказки заключается в том, что в ходе истории роль главного героя переносится на женщину. Она становится человеком действия.

Мое намерение состояло в вовлечении матерей тех детей, которые проходили у меня терапию, в более активный процесс развития. Для этого я решила отправить каждую из них по индивидуальному пути, как героиню сказки. Сказка предоставила этим женщинам поддержку и структурировала бессознательную реальность, которая предстала перед ними в этом рисовальном эксперименте.

Я выбрала женщин, которые, по крайней мере, в течение года принимали участие в регулярных собеседованиях с родителями моих маленьких пациентов. Матери собирались на групповую сессию с рисованием один раз в месяц, занятие длилось 90 минут, в то время как их дети в течение той же недели занимались рисованием на индивидуальных психотерапевтических сессиях в другие часы. В начале этих сессий я читала одну за другой главы из сказки. Первая картина, которую они рисовали, должна была создать у них правильный настрой. На второй картине следовало изобразить то, что больше всего потрясло или затронуло их в сказке. Мы договорились, что дома они ничего не рассказывают о рисовании или своих переживаниях, а в конце эксперимента мы рассмотрим и обсудим все рисунки с каждой матерью и ребенком индивидуально. Я преследовала следующие цели: 1) провести более четкое разграничение между личностями матери и ребенка, 2) установить родственную, а не бессознательную, препятствующую развитию симбиотическую связь.

Один набор рисунков был выполнен 42-летней работающей матерью-одиночкой и ее 10-летним сыном. Если мы посмотрим на параллельное развитие этих матери и ребенка, то сразу увидим некоторые общие черты: их сопротивление на первой рисовальной сессии, которое у обоих сменил прилив энтузиазма уже на второй сессии. С третьей рисовальной сессии путь развития матери четко повернул внутрь. Ее архетипические рисунки указали на время, отмеченное умением ждать, время терпения. Вначале она должна взять себя в руки и переварить вновь обретенные впечатления. Это соответствует ее природе и жизненному этапу, через который она проходила. Рисунки ее сына наполнены движением и активностью. Он хотел все знать, попробовать, задействовать. Эта тенденция вполне совместима с его внутренней природой и возрастом. В обоих, матери и сыне, рисование вызывало повышение энергии, что вскрыло конфликт и напряженность между ними. Они должны найти новую форму отношений, чтобы затем поддерживать в позитивном ключе разделения тенденций индивидуального развития каждого.

Мне было интересно и приятно, когда на следующем заседании моя коллега из психиатрической Службы по делам детей рассказала, что едва узнала эту мать, потому что весь ее облик изменился в лучшую сторону. В отличие от прошлых времен она стала более уверенно и спонтанно вступать в разговор.

Сын же стал бойскаутом. Он полюбил походную жизнь и теперь мочится в постель только в редких случаях, ночное недержание мочи уже не является основной проблемой его жизни. Процессы развития у пяти матерей и их детей во время эксперимента сильно различались в зависимости от возраста, пола и существующих личных проблем. По мнению женщин, совместное рисование в группе оказалось одновременно поддерживающим и стимулирующим. Они чувствовали связь друг с другом, которую им дало общее знание того, что их дети проходят у меня терапию. Соглашение не рассказывать дома о своих рисовальных сессиях и тот факт, что их личные ситуации никому не были известны, дали им чувство защищенности и безопасности. По словам этих женщин, эксперимент позволил им войти во внутренний контакт со своей самостью.

Для меня важным моментом в эксперименте было решение каждого ребенка принять участие в этом процессе вместе со своей матерью.