Маска

iВенецианский, бразильский, какой-нибудь ещё  карнавал, ряженные на Руси – везде маски*. Переодевание, смена образа, возможность побыть в «чужой шкуре», примерив другой способ бытия.

Крестьянка примеривает корону, княжна предстает в образе пастушки. Что в них меняется? Внешность и немного манера поведения в соответствии с той ролью, которую они собираются исполнять. Меняется ли их внутренняя сущность от карнавального костюма? Вряд ли. А вот почему из трех, например, княжон, одна выбирает образ пастушки, другая – греческой богини, третья – королевы фей?  По принципу комплиментарности или компенсаторности?

Но у них есть и повседневный костюм и привычная,  обыденная жизнь, в которой они играют разные роли, подчиняясь представлениям общества о том, что д´олжно и можно, а что нельзя.

Вопрос о том,  как видят человека окружающие, возникает при каждом взгляде в зеркало или витрину магазина. Нет человека, которому было бы это безразлично. Если человек утверждает, что ему все равно как он выглядит и что думают о нем другие, это означает, что это такая роль, такая маска – маска равнодушного.

Когда мы говорим о социальных ролях, то понимаем, что эта роль определяется, скорее, положением человека, образованием, профессией, семейным статусом, образом жизни. Но в рамках одной социальной роли встречаются разные нюансы. Заботливая мать и мать-кукушка, дотошный конструктор и  лодырь-бракодел. Заботливая мать и дотошный конструктор – это хорошо. А кукушка и бракодел – это не очень здорово. И что кукушка и бракодел хотят себя так представить в глазах окружающих? Вряд ли. У них наверняка есть объяснение и оправдание своим поступкам. «Так получилось. Я не виноват. В этой ситуации я – жертва обстоятельств. В детстве мною мало занимались. А на самом деле я очень нежная душа, совершенно беззащитная. Меня легко обидеть».

Роль, маска, личина, персона – может прилипать, заставляя своего хозяина подчиняться законам роли, а может меняться, давая личности простор для поиска индивидуальности.

Выбор за Вами!

—————————————————-

аска (франц. masque, от итал. máschera), 1) специальная накладка с каким-либо изображением (человеческое лицо, звериная морда, голова мифологического существа и пр.), надеваемая на лицо человека. М. изготовляются из различных материалов. Применение М. началось в глубокой древности на охоте, в обрядах. Позднее М. вошли в употребление в различных видах театра, например в античном, индонезийском, итальянской комедии масок и других в качестве элемента актёрского грима. 2) Повязка с вырезами для глаз, надеваемая на верхнюю часть лица участниками карнавалов и маскарадов. 3) Слепок из гипса или другого материала, снятый с лица умершего человека.