Право на выбор

Выбор

«Я знаю, кто я, и кем могу быть, если сделаю выбор.»
Мигель де Сервантес Сааведра.

Свобода

Сладкое слово. Борьба за свободу поднимает народы на баррикады. Герои жертвуют жизнью во имя свободы. Свержение диктатуры, парламентская республика, свободные выборы во власть.

Как многим человек может пожертвовать, чтобы получить право на выбор?

Что мы выбираем?

Иметь возможность выбора созвучно свободе предпочтений.

Что может быть приятнее, выбирать симпатичные вещи: путешествия, развлечения, одежду и т.д.

Но  приходится выбирать более серьёзные предметы – учиться или работать, где, создавать семью или оставаться свободным, рожать детей или нет, менять работу или оставаться на прежней, уходить на пенсию или продолжать трудовую деятельность и т.д.

Выбор — это ответственность

Выбор предполагает ответственность за результат. И в этом случае выбор – совсем не развлечение и хотелось бы, чтобы кто-нибудь помог или подтолкнул к определённому решению. Тогда есть возможность свалить вину за последствия на кого-то другого.

Но есть такой выбор, оказаться перед которым – тяжелейшее испытание.

Страшный выбор

Ну а как вам такой выбор:

«Выбор Софи» — мать должна выбрать одного из двух своих детей. Невыбранный отправлялся в газовую камеру.
Уильям Стайрон

А что скажете об этом выборе:

Выбор Марины Цветаевой. В голодные послереволюционные годы отдала двух своих дочерей в приют, когда любимая старшая заболела, забрала её, выхаживала, а младшую оставила в приюте – умирать. Потом говорила – что двоих не вытянула бы.

Хотели ли они свободы выбора? Думаю, что нет.
Так стоит ли требовать свободы? Ведь добившись её, можно оказаться перед выбором один на один, без подсказки.
Насколько человек готов принять свою свободу? И когда?

Проблемный возраст

Обычно в подростковом возрасте молодые люди устраивают революции против родительской деспотии.
В чём заключается задача родителей?

  • Во-первых, успеть подготовить чадо к самостоятельной жизни до революции.
  • Во-вторых, участвовать в свержении своего диктата достаточно активно, чтобы результат впечатлил обе стороны.
  • В-третьих, дать революции свершиться – отдать власть, в крайнем случае, провозгласить конституционную монархию.

Нужно ли быть готовым к свободе выбора?

Человек должен быть подготовлен к осознанному осуществлению выбора. И эта подготовка заслуга или просчет родителей.

А без подготовки, что, нельзя выбирать?
А если без подготовки, то готовить к выбору человек должен себя сам. И готовить осознанно, не уповая на авось.

Вы не умеете это готовить…

Как же готовить ребёнка к свободе выбора?

Разбирая ситуации выбора (кино, книги, случаи из жизни), ставя себя на место героя, анализируя свои поступки, осознавая свои чувства и эмоции.

В конечном счёте, мы формируем нашу жизнь, и мы формируем себя. Этот процесс никогда не заканчивается, до тех пор, пока мы не умрём. И тот выбор, который мы делаем, всегда лежит на нашей ответственности.

Элеонора Рузвельт