Это такая ссора, когда претензии выставляются только по факту содеянного, без обвинений направленных на личности.
Такая ссора не учитывает намерений, настроений и эмоционального фона. Как правило, она протекает на уровне средней громкости, т.е. обычным голосом, в относительно спокойной обстановке и встречается крайне редко.
А почему?
А потому что когда мы ссоримся с близкими людьми, эмоции зашкаливают и удержаться в рамках приличий достаточно сложно. Своих мы не стесняемся.
А когда выясняем отношения с посторонним человеком, то, как правило, сдерживаемся и, при необходимости, можем согласиться с чужой точкой зрения (исключения встречаются чаще, чем хотелось бы).
Ссоры и воспитание детей
Так чему надо научить ребёнка, чтобы выросши, он решал споры конструктивно?
Научить надо правилам поведения. А, чтобы эти правила хорошо усвоились, ребёнку хорошо бы демонстрировать собственное умение справляться со стрессом: не паниковать, не срываться на визг, и уж точно, не срываться на ребёнка. Показать ребёнку, что человек может испытывать любую эмоцию – среди эмоций нет плохих и хороших. И показать как можно с ней справиться. Подышать, попрыгать, обсудить её.
Рецепт контроля эмоций
Подышать – универсальный рецепт для всех. Подышать и помолчать, сосчитать про себя до 30. Дать эмоциональной волне пройти.
Для чего это делать?
Оберегая окружающих?
И их, конечно, тоже.
Но, главное, для себя.
Когда эмоции «отыгрываются» на нервах других людей, в первую очередь это не приносит комфорта самому «отыгрывающему». Скандалом эмоциональный фон не привести в норму. Просто энергия эмоции выплеснется грубостью, опустошая обладателя. Да, накал страстей снизится, но разве это решит проблему?
Анализ причин эмоций переводит действия к конструктивное русло
Так как же поступить?
Подышать, проанализировать, выделить систему: что является пусковой кнопкой разбушевавшихся эмоций.
Дойти в своих рассуждениях до:
«Когда он / она сказал(а) или сделал(а) это, я почувствовал(а) раздражение. Но зачем?».
Раздражение – первый признак надвигающегося скандала. Скандал может не случиться, но позывной ему уже послан.
Если удастся такие кнопки вычислить, то и причину раздражения можно устранить.
Несколько примеров
Любимый человек вызывает раздражение тем, что закручивает стиранные носки вокруг полотенцесушителя. Анализ: здесь ключевое слово «любимый», а косичка из носков – это даже забавно.
Или другой пример.
«Опять этот поставил мокрую чашку на полированный стол! Сколько можно говорить!!!»
Анализ: здесь ключевое слово «этот» — и тут дело не в чашке и полировке, а в самом «этом». Анализируйте дальше.
Эмоциональные ссоры — стиль ваших отношений или их разрушитель?
Что, все ссоры должны быть безэмоциональными? А как же радость примирения? Если ссора эмоциональна, но не оскорбительна, а после вы с партнёром с удовольствием миритесь – значит у вас такой стиль взаимоотношений. Если после каждой ссоры вы теряет часть самоуважения (не важно — унижаете вы или унижают вас) – Вам надо задуматься над конструктивными изменениями и в ссорах, и в отношениях.