То, что оно может быть сконцентрировано на чем-то не более 10 секунд, потом отвлечение и следующая концентрация.
То, что удерживать в поле внимания можно 7±2 элемента.
То, что внимание бывает непроизвольным и произвольным.
И много чего ещё.
Но обсудим эти три известных факта в свете вождения автомобиля.
Начнем с непроизвольного внимания. Что это? Это когда информационное поле влияет на поведение человека без участия корковых структур головного мозга. Резкий звук и яркая вспышка привлекают неосознанно. Слепящий свет фар, резкий звук клаксона – и руль выкручен в противоположную от угрозы сторону. А что там, в той стороне? Хорошо если обочина, причем достаточно пологая.
Теперь о том, на чем должен, уже произвольно, удерживать внимание водитель. На самом процессе управления автомобилем, дорожном покрытии, знаках, пешеходах, других машинах (зеркало заднего вида, левое и правое боковое), скоростном режиме. И это в динамике – в движении. Вставить сюда ещё что-то, требующее внимания – плохая затея. Но ухитряются!
Чудо техники – телефон, вошел в нашу жизнь как неизменный и необходимый спутник. Такое активное использование средства коммуникации вызывает удивление и досаду. Ещё не столь давно учителя литературы сетовали на то, что эпистолярный жанр канул в лету. Но стоило появиться мобильнику, как человечество бросилось строчить sms. Информационное содержание таких посланий подчас довольно спорно.
Несколько лет назад, Стенфордский университет проводил исследование внимания. Посреди университетской площади стоял рыжий клоун в ярком костюме, держа в руке воздушные шарики всех цветов радуги. Площадь пересекали испытуемые, читавшие книгу, разговаривающие между собой и разговаривающие по мобильному телефону. Вопрос испытуемым был таков: опишите, что Вы видели на площади. Результаты таковы:
— из читающих книгу клоуна заметили 55% опрошенных;
— из разговаривающих друг с другом – 35%;
— из разговаривающих по мобильному телефону – 3%.
Интересно, почему пишущие sms не участвовали в эксперименте.
Как часто приходится наблюдать разговаривающего по мобильнику водителя! Или строчащего sms при любой заминке на дороге. Так уверены в своих автоспособностях или такова настоятельная необходимость переговоров? Или наслушались информации про автоматизмы? Мол, сначала водят осознанно, а потом умение переходит в автоматизм и баранка крутится сама собой. Только это вторичный автоматизм. Его не сравнить с умением ходить или попадать ложкой в рот, а не в ухо. И при ходьбе можно споткнуться и рот испачкать, разевая его на чересчур большой кусок.
Отвлекать себя иными занятиями от основного не безопасно.
Не переоценивайте своих возможностей.
Относитесь к ним осознанно, внимательно.