Мой ребёнок — левша

i (2)

Многие родители, обращаясь за помощью к специалисту, формулируют вопросы так:

«Мой ребенок – левша?», «Он все делает левой рукой», «Вообще-то,  он в основном все делает правой рукой. Но мне сказали, что он – скрытый левша».

Левшество — специфический тип функциональной организации нервной системы. У левшей могут наблюдаться искажения, своеобразные задержки и диспропорции формирования различных психических функций: речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций и т.п. Кроме того, они являются «группой риска» в плане возникновения логоневрозов (заикания), патохарактерологических особенностей и прочих явлений недостаточности аффективно-волевой сферы.

Отмеченные изменения возникают, провоцируются или усиливаются в результате неквалифицированного переобучения левшей для выполнения действий правой рукой в дошкольном или раннем школьном возрасте.

Леворукость – активное использование левой руки, т.е. внешнее проявление того, что правое полушарие мозга  взяло на себя ведущую роль в обеспечении произвольных действий человека. Леворукость может быть временным явлением и отражает факт задержки формирования у ребенка межполушарных связей. [1]

«Скрытого» левшества в природе не существует!

Итак, что же делать? Следить за здоровьем (особенно за гормональным фоном и иммунитетом). Присмотреться к ребенку. Объективно, по возможности, оценить что у него получается, что не очень, а что не получается вообще. Взглянуть на детей того же возраста, сравнить. Не обвинять ребёнка в неумении. И не принижать его возможности:  «Он маленький! Успеет ещё!». Хорошо бы маме знать: что должен уметь ребенок в 1 год, 2 года и т.д [2]. И мягко, но настойчиво требовать от него выполнения разных функций, включая в этот процесс игру-учёбу.  В процессе воспитания, родители должны чуть-чуть расширять репертуар  навыков и умений, раскрывая перед ребенком новые горизонты. Упущенные возможности сложно наверстать.

В отличие от правшей, у которых автоматизмы появляются сами по себе, воспитывая левшу, необходимо формировать автоматизмы «извне» предлагая некоторые упражнения (игры: карты, классики, вышибалы, эстафеты). Не ждать, когда ребенок сам освоит ложку, шнурки, кисточку, а взять его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторить нужное движение. Или, например, срисовать для него сложно, а если положить на рисунок кальку или копирку и обвести: сначала вместе с ним несколько раз, то потом он сделает это сам.

Ребенок должен запомнить телесно положение пальцев, туловища, рук и ног. Потрогать, понюхать, попробовать на вкус – всё это может помочь ребенку запомнить, заякорить движения, ощущения, положения, создать ассоциации. И дать ему памятки-правила: «Прежде чем ответить, сосчитай до десяти», «Переходя дорогу, посмотри сначала налево, потом направо», «Утро вечера мудреней» и т.д. Помощь здесь может оказать соблюдение домашних ритуалов (чистить зубы утром и вечером, мыть руки, вовремя говорить «спасибо», здороваться при встрече и т.д.). Позиция родителей должна быть достаточно твердой – это является необходимым условием закрепления автоматизма алгоритма.

Желая помочь ребенку в проблемной ситуации родители должны учитывать, что:

1 Диагноз – не приговор! Надо найти специалиста, который порекомендует такую коррекционную, профилактическую или развивающую программу, которая подходит именно данному типу развития. У каждого ребенка есть определенный потенциал для развития. И программа должна учитывать изменения, происходящие с ребенком, и корректироваться в соответствии с этими изменениями.

2 Взрослые должны уметь сформировать запрос ребенку (говорить, читать и т.д.), который стимулировал бы ребенка захотеть (говорить, читать и т.д.).  Здесь необходимо учитывать факторы постоянства занятий и фактор подражания ребенка взрослому. Иными словами, взрослый должен быть постоянным образцом для ребенка.

3 Для закрепления навыка использовать следующий механизм – взрослый даёт ребенку инструкцию, показывает сам, обсуждает с ребенком как, каким способом это лучше сделать, ребенок повторяет, потом они совместно обсуждают полученный результат, его соответствие желаемому.

4 Стратегия взаимоотношений с ребенком должна соблюдаться всеми ухаживающими за ребенком взрослыми. Границы «да», «нет» и «выбери сам» должны быть незыблемыми.

Задания и упражнения могут быть, например, такими[3]:

«Условный сигнал».Выполняя какое-либо действие (двигательные упражнения, рисование, обсуждение и т.д.) и услышав условный сигнал (колокольчик, хлопок и др.), ребенок должен (по предварительной договоренности): посмотреть по сторонам и сказать, что изменилось в комнате (классе), встать и пробежать по кругу и т.д.

«Четыре стихии».Вы договариваетесь с ребенком, что, если прозвучит слово «земля», он должен опустить руки вниз (присесть; произнести слово, относящееся к земле, например, «трава»; изобразить змею). На слово «вода» — вытянуть руки вперед (изобразить волны, водоросли; сказать «водопад» и т.п.). На слово «воздух» — поднять руки вверх (встать на мысочки; изобразить полет птицы; сказать «солнце»). На слово «огонь» — произвести вращение рук в лучезапястных и локтевых суставах (повернуться кругом; изобразить костер, дровосека и т.п.).

«Глухая инструкция».Вы играете с ребенком в игру: «Я принесла тебе интересную книжку с загадками, но в нее забыли положить инструкцию. Давай подумаем (придумаем), что за загадки хотел предложить нам автор и как их решать».

Далее ребенку предлагается наглядный материал, анализируя который, вы совместно с ним постепенно приходите к нужному решению.

Ребенка просят найти ошибку художника, неправильно нарисовавшего какой-то предмет (цветок, животное, букву, цифру).

Дорогие родители! Ваша искренняя заинтересованность — залог успеха вашего ребенка.

  1. Правое полушарие демонстрирует свою морфо-функциональную зрелость уже к 5 годам, а левое (в частности, его речевые зоны) — только к 8—12.
  2. В возрасте одного года количество правшей и левшей составляет соответственно 52% и 47%, к двум годам эти показатели изменяются до 70% и 29%, а к семи годам достигают 80% и 20% соответственно.
  3. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. М.: Генезис, 2008.