Раннее субботнее утро, на пустынной автозаправке одинокий потрепанный Фольксваген, вокруг которого суетиться мужичок в дачной униформе. Из открытого окна авто слышится командный женский голос:
— Чего 95-ый хватаешь! 92-ым обойдешься! Да аккуратней, окривел что ли!
Мужчина заливает разрешенный бензин, закрывает топливный бак и подходит к открытому окну. Из окна высовывается купюра и слышится напутствие:
— Сдачу пересчитай! А то, как в прошлый раз…
Как там было в прошлый раз, мужчина уже не слышит, он идёт к кассе. Возвращается к началу следующей тирады:
— А побыстрее не можешь! Всё глазки строишь всяким …
Дальнейшее путешествие проходит под привычный аккомпанемент указаний, издёвок, наставлений.
За вечерним шашлычком, приготовленным мужем (мясо – мужское дело), на постриженном им же газоне, супруга жалуется приятельнице, не снижая громкости командного голоса:
— Всё сама, без меня он и шагу не сделает! А так хочется сильного мужского плеча рядом!
Знакомая картина? А может быть и так:
Гипермаркет. По проходам между полок шествует мужчина, а чуть сзади, толкая тележку, семенит женщина. Мужчина направляет указующий перст налево – направо, женщина послушно складывает в тележку осененные супругом предметы. Миновав продуктовые ряды, пара подходит к отделу нижнего женского белья. Мужчина перебирает трусики, маечки, подсчитывая и прикидывая. Наконец, бросает в корзинку пару тряпочек. Отходит, задумывается, достает одну из тряпочек и кладет обратно на полку. Женщина безучастна. Поход продолжается.
Что в избытке у одной женщины и чего не хватает другой? Мужского начала. Анимуса.
Архетип анимуса присутствует в каждой женщине. Но проявляется разными образами. И что же, вышеописанные истории – проделки анимуса? Возможно не его одного, но он – главный герой.
И каков он? Вернее как его присутствие влияет на поведение женщины?
Архетип анимуса отвечает за логическое мышление, прагматизм женщины, структурирует пространство, вырабатывает план действий, направляет на цель. Анимус – внутренний мужчина для женщины. Опора, сильное плечо, наставник. Но любая положительная черта, доведенная до абсурда, становится неудобной.
Опора – это прекрасно, когда ослабли ноги или споткнулся, но подпорки расставленные узко на дороге превращаются в ограду, не дают изменить направление движения.
Сильное плечо может не только подхватить, но размахнувшись отвесить тумака. А наставник в азарте превратит задушевный разговор в лекцию по научному коммунизму.
А может архетип никак себя не проявлять?
Его влияние просто не заметно. Возможно, он подавлен чрезмерным влиянием другого архетипа.
Архетипы присутствуют в бессознательном изначально как некий каркас. Наполнять его женщина начинает в младенчестве под влиянием представлений женщин её семьи об идеальном мужчине, главенствующую роль в этом процессе играет материнский идеал.
Изменяется ли этот идеальный образ в течение жизни? Да, взрослеет. Сначала товарищ по играм, потом мальчик чуть постарше сверстников, потом романтический герой, потом спутник по жизни, потом понимающий, принимающий, поддерживающий сотоварищ. Идеальная картинка? Тогда почему милый мальчик начинает проказничать?
Ну для начала потому, что он не один. Их много. Чья роль главенствующая? А ведь есть ещё Эго.
И в этом переплетении можно пытаться разобраться, изменяя жизненную стратегию.