Интересно понаблюдать за посетителями картинной галереи, которые переходят от одной картины к другой, задерживаясь у одних, и лишь на мгновенье останавливаясь у других. За что зацепился взгляд? Что привлекло? Что-то актуальное из сегодняшнего дня или что-то глубинное, неосознаваемое?
Однажды, проходя по анфиладам ГМИИ им Пушкина, мне представилось, что экскурсии стали проводить не по привычным искусствоведческим темам: «Звпадноевропейское искусство второй половины 18 века» или «Творчество импрессионистов», а по темам психологическим, например, «Проблемы взаимоотношений отцов и детей на примере творчества Рембрандта». Фантазия живо нарисовала ещё ряд тем, при обсуждении которых можно было бы прибегнуть к помощи великих полотен.
Давно уже методы арт-терапии помогают человеку понять себя и выразить средствами искусства свои эмоции.
Я не предлагаю перенести сеанс терапии в залы музея. Я предлагаю ходить в музеи. А проходя по музею, быть внимательным к своим ощущениям, переживаниям, эмоциям. Обращать внимание, какая картина, скульптура, миниатюра произвела наибольшее впечатление; что вспомнилось, как изменилось настроение. Запомнить или записать, а потом обсудить с психологом.
Мне кажется, что посещение музея, само по себе, событие нечастое в современной жизни. Люди ссылаются на занятость, отсутствие свободного времени и просто потому, что считают поход в музей делом детским, школьным или отпускным (имеется в виду поход в музей на отдыхе, например, посещая Милан, побывать в Пинакотеке). Но если всё-таки отважиться, собраться с силами и отправиться в музей на поиски своей картины, своего диалога с великим искусством, то богатство эмоциональных переживаний привнесёт новые краски в устоявшийся привычный рисунок дней.
Но искусство не стоит считать панацеей от недугов: «проглотил» Веласкеса или Рубенса, и сидишь и ждёшь исцеления. Или, теоретически подготовился, ходил –ходил по залам, а ничего не цепляет, не отзывается. Что, не тот день, не тот музей, не то душевное состояние? Может быть и не то. А что делать? Подождать. А в музей продолжать ходить, и в филармонию, и в кино, и на концерт, и, просто, в лес, на природу. И слушать – слушать себя, слушать окружение, смотреть — по сторонам и в себя, ощущать прикосновение — к траве, земле, кошке, дружеской руке.