Каких только экзаменов мы не сдаём: выпускные, вступительные, квалификационные и прочие.
Как протекает процесс подготовки и сдачи экзамена?
Зависит от отношения человека к процедуре оценивания.
С самого раннего возраста ребёнок слышит: это хорошо, а это плохо. Ему нужны ориентиры, канва, чёткое понимание дозволенного и недозволенного. Два момента заслуживают особого внимания:
- На что сделан акцент в процессе воспитания: на факт совершения поступка или на личность ребёнка. Иными словами, как звучит реплика родителя:
— Помогаешь бабушке нести сумку? Хорошее дело!
Или
— Неумеха! Опять всё растерял!
2. Неуклонность и последовательность в разрешениях и запретах. Один и тот же поступок и вчера, и сегодня, и завтра должен быть оценен одинаково, несмотря на настроение оценивающего.
Итак, что же сложилось у каждого человека к моменту экзамена?
- Оценивается дело, знания или сама личность.
- Оценка зависит от знаний и умений их продемонстрировать или от настроения экзаменатора.
Когда экзамен воспринимается как стресс?
Когда экзаменуемый воспринимает этот процесс как процесс оценки личности: «Мне скажут, что я плохой».
Когда человек понимает, что рассмотрению подвергаются его навыки и знания и он может доказать свою компетентность, тогда экзамен превращается в спорт. Недаром его сравнивают с бадминтоном: воланчик летит от одного игрока к другому – вопрос – ответ – вопрос – ответ. Поражение – победа – ничья. В зачётке это выглядит как: неуд. – отл. – удвл. А в восприятии экзаменуемого — как первая попытка (удачная или нет).
Что же нужно для успешного прохождения процедуры экзамена?
- Понимание необходимости данной процедуры. Ради чего всё затеяно.
- Сосредоточенность на знаниях и умениях.
- Внимание к деталям, краткость, точность изложения.
Когда люди вступают во взаимодействие друг с другом (их интересы могут как совпадать, так и не совпадать), происходит некоторая адаптация к ситуации, считывание кода визави: тон, тембр, манера изъясняться, терминологии, настроя. Чрезмерная самоуверенность, как и чрезмерное сомнение, являются не лучшими помощниками сдающего экзамен. Объективная оценка своего объема знаний поможет структурировать имеющуюся информацию и применить некоторый маркетинговый ход для её удачной реализации.
Каждый человек – это много больше, чем знания, эмоции, настроения, это целостность и единство множества явлений и процессов. Задача – использовать всё это богатство на благо личности, к её развитию и индивидуации. В данном контексте можно использовать ситуацию экзамена, как подготовку и подтверждение способности личности к адаптации в неординарных условиях.