Экзамен: стресс или спорт

Каких только экзаменов мы не сдаём: выпускные, вступительные, квалификационные и прочие.

Как протекает процесс подготовки и сдачи экзамена?

Зависит от отношения человека к процедуре оценивания.

С самого раннего возраста ребёнок слышит: это хорошо, а это плохо. Ему нужны ориентиры, канва, чёткое понимание дозволенного и недозволенного. Два момента заслуживают особого внимания:

  1. На что сделан акцент в процессе воспитания: на факт совершения поступка или на личность ребёнка. Иными словами, как звучит реплика родителя:

— Помогаешь бабушке нести сумку? Хорошее дело!

Или

— Неумеха! Опять всё растерял!

2. Неуклонность и последовательность в разрешениях и запретах. Один и тот же поступок и вчера, и сегодня, и завтра должен быть оценен одинаково, несмотря на настроение оценивающего.

Итак, что же сложилось у каждого человека к моменту экзамена?

  1. Оценивается дело, знания или сама личность.
  2. Оценка зависит от знаний и умений их продемонстрировать или от настроения экзаменатора.

Когда экзамен воспринимается как стресс?

Когда экзаменуемый воспринимает этот процесс как процесс оценки личности: «Мне скажут, что я плохой».

Экзамен стресс или спортКогда человек понимает, что рассмотрению подвергаются его навыки и знания и он может доказать свою компетентность, тогда экзамен превращается в спорт. Недаром его сравнивают с бадминтоном: воланчик  летит от одного игрока к другому – вопрос – ответ – вопрос – ответ. Поражение – победа – ничья. В зачётке это выглядит как: неуд. – отл. – удвл. А в восприятии экзаменуемого — как первая попытка (удачная или нет).

Что же нужно для успешного прохождения процедуры экзамена?

  1. Понимание необходимости данной процедуры. Ради чего всё затеяно.
  2. Сосредоточенность на знаниях и умениях.
  3. Внимание к деталям, краткость, точность изложения.

Когда люди вступают во взаимодействие друг с другом (их интересы могут как совпадать, так и не совпадать), происходит некоторая адаптация к ситуации, считывание кода визави: тон, тембр, манера изъясняться, терминологии, настроя. Чрезмерная самоуверенность, как и чрезмерное сомнение,  являются не лучшими помощниками сдающего экзамен. Объективная оценка своего объема знаний поможет структурировать имеющуюся информацию и применить некоторый маркетинговый ход для её удачной реализации.

Экзамен стресс или спортКаждый человек – это много больше, чем знания, эмоции, настроения, это целостность и единство множества явлений и процессов. Задача – использовать всё это богатство на благо личности, к её развитию и индивидуации. В данном контексте можно использовать ситуацию экзамена, как подготовку и подтверждение способности личности к адаптации в неординарных условиях.