Недавно я проводила опрос про любимого героя. Надо было описать его, нарисовать его и сочинить историю.
Какими чертами наделяют героя? Выносливостью, крепостью, здоровьем, устойчивостью, смелостью, отвагой, неустрашимостью, дерзостью, наглостью, доблестью, умом, эрудицией, справедливостью, находчивостью, силой, бескорыстностью. Рисуют героя на коне, в машине, на самолете – герой должен быть быстр. Истории про героя делятся на три типа.
Выглядеть история может так:
Жил- да- был один человек. И однажды случилась беда (война, пожар, похищение). Пошёл человек на помощь. Кто- то помог ему пройти к цели, кто-то – найти оружие. Вступил человек в бой с врагом. Победил его. И освободил похищенного, обиженного, завоеванного. Получил человек награду за доблесть свою. И отправился восвояси.
Или так:
Однажды друзья пошли на охоту и на привале, закусывая припасенной снедью, стали рассказывать друг другу про свое житьё-бытьё. Один рассказал про то, как ходил на охоту, встретил медведя и убил его. Второй рассказал как убил кабана. А третий подробно живописал как в темной пещере встретил дракона и, изловчившись, поразил его в единственное уязвимое место, о существовании которого нашептал ему волшебный голос, а потом захватил все драконовы сокровища и прекрасную принцессу; о том, какой восторг вызвало его возвращение в королевстве и про коронацию.
А может быть и так:
Непонятый и непризнанный герой попадает в сложные жизненные ситуации и выходит из них без побед, просто ситуация исчерпала себя.
Первая история похожа на волшебную сказку или рыцарский роман, вторая на бытовую сказку, а третья — на интеллектуальную прозу.
Основная функция главного героя – преодолеть критическую ситуацию и привести корабль в Бухту Радости.
Способы мореплавания могут быть разными. И куда кормчий приведет корабль не известно наверняка. А чтобы привел туда, куда хотелось бы, кормчий должен быть знающим, сознающим, анализирующим. То есть, он должен планировать свои действия и предвидеть последствия.
Ассортимент стратегий, направленных на преодоление жизненных трудностей, разнообразен:
- противостоящее совладание,
- дистанцирование,
- самоконтроль,
- поиск социальной поддержки,
- принятие ответственности,
- избегание,
- плановое решение проблемы,
- переоценка.
Это приемы, алгоритмы действия, привычные и традиционные для личности. И для того, чтобы увеличить количество используемых стратегий, необходимо осознать привычные и изучить способ применения непривычных.
Если герой всё время машет шашкой направо – налево, то ради разнообразия можно шашку на время отложить и пустить в ход дар убеждения. Возможно, шашка и не понадобиться. Или, если есть привычка уходить от решения проблемы, то попробовать рассмотреть положительные и отрицательные аспекты проблемы, и использовать отрицательные в свою пользу, и не удирать от них, а взять на вооружение.
Своего героя надо понимать, вооружать и поддерживать.